Электровелосипед своими руками (2006 год)



Весной 2006 года решил сделать электровелосипед. Изначально идея была - для поездок на работу. В то время я работал недалеко от дома, но, добираясь на работу на велосипеде, все равно изрядно уставал, а душ на работе принять было негде.

Изучив материалы, размещенные в интернете, понял - что основная современная тенденция - оснащать велосипеды передним ведущим мотор-колесом. При этом на переднее колесо осуществляется электропривод, а на заднее - привод от педалей на случай разряда аккумуляторов.

Покупать мотор-колесо и схему управления для него мне было тогда не по средствам, и слишком хлопотно. Сам сделать мотор-колесо я тогда не мог, да и сейчас не уверен, что легко справлюсь.

Было принято решение в качестве мотора использовать аккумуляторную дрель - в отличие от мотор-колеса, в котором используется бесколлекторный мотор переменного тока, в аккумуляторной дрели используется коллекторный мотор постоянного тока, который легко может управляться регулятором электродвигателей для моделей - я как раз занимался скоростными судомоделями, и такой регулятор сам мог сделать.

Привод от электодрели было решено сделать на заднее колесо. Теоретически, можно было бы и на переднее, но на руле получилась бы слишком громоздкая и неудобная конструкция, и от этой идеи я отказался.

С приводом на заднее колесо самое трудное было - придумать, как сделать так, чтобы и мотор мог крутить колесо, и педалями можно было бы работать, чтобы при этом мотор не мешал, и чтобы не надо было мотор отстегивать. Для этого пришлось использовать обгонную муфту от стартера легкового автомобиля - такая муфта позволяет мотору крутить колесо, а если крутишь педали - то муфта проворачивается, ослабляя соединение колеса с мотором дрели - и педали крутятся легко.

Закупки: обгонная муфта от стартера в автозапчастях, большое и маленькое зубчатые колеса для велосипеда и велоцепь - в веломагазине. Зубчатые колеса купил отечественные, так как у наших зубья прямы, а у импортных зубья немного разведены для переключения передач.

Изготовил ведущий привод, который насадил на аккумуляторную дрель. На фото показаны детали привода: справа - редкутор дрели со снятым патроном, под ним - ось патрона (сам патрон с оси пришлось спилить), под осью - обгонная муфта с доработанной (опиленной) шестерней. Слева в центре - доработанная ведущая (малая) "звездочка" - внутреннее отверстие доработано для насаживания на шестерню обгонной муфты, сверзу и снизу - фиксирующие дюралевые кольца.

Конструкция в сборе. Ось патрона вставлена в основание обгонной муфты и зафиксирована винтом и Поксиполом (на фото не видно).

Планировалось также использовать дополнительный подшипник на валу обгонной муфты, но от этого отказался.

На заднее колесо, напротив основных звездочек, была посажена ведомая, большая "звездочка". Закреплена проволокой (примотана к спицам) и промазана Поксиполом.

Эту фотографию можно видеть в новостях за 2006 год. Тогда писать статью не стал - думал закончить проект и написать все сразу.

Дрель была установлена за сиденьем, заднее колесо поставлено на место, установлена цепь.

Больше фотографий не осталось.
Далее были сделаны натяжители цепи, подключен регулятор оборотов двигателя и аккумулятор.

Электовелосипед даже ездил с использованием мотора! Правда, для старта было необходимо покрутить педали, чтобы тронуться - на трогание с места не хватало мощности. Цепь слетала регулярно. Регулятор и аккумулятор не соответствовали мотору дрели. Редуктор в дрели постоянно прокручивался. Скорость не превышала 20 км/ч. Но он возил меня "без педалей"!

В дальнейшем планировалось использовать другую, новую и более мощную дрель, другой аккумулятор, переделать натяжители цепи, поставить более мощный регулятор оборотов. Но осенью 2006 года образовались новые, не менее приятные заботы, и этот проект, как и все остальное творчество, был "задвинут". Через пару лет электровелосипед, как "неактуальный прототип", был разобран на составные части - демонтирована дрель.

В 2010 году на выставке CeBIT увидел в точности такую же конструкцию, только "доведенную до ума" - германский студент сделал трехколесный электровелосипед с приводом от электродрели.

После этого мой электровелосипед был окончательно разобран, а сам велосипед подарен.


Обновлено 17 февраля 2011 г.