"Арктика" вместо "Тирпица"

Николай Самарцев

Многие из нас в детстве собирали разные модели из наборов для склейки. Я тоже собирал. А теперь, занимаясь судомоделированием с детьми, нам потребовались модели для участия в соревнованиях (в классах F4-A, F4-B и F4-C). Как оказалось, выбор есть, но для сборки и последующей механизации (установки моторов и радиоуправления) в основном подходят модели иностранных кораблей и судов - они выполнены в подходящих масштабах - большие корпуса, хорошо проработанная деталировка. Русские и советские корабли представлены мало - в основном миниатюрными моделями, практически непригодными для установки моторов. Вот и приходилось собирать "Тирпицы" (Германия), "Ямато" (Япония) и "Айову" (США)... Причем лучшие модели производят в Японии и стоят они дорого (правда, честно говоря, они стоят своих денег).

И все-таки некоторые достойные модели русских кораблей найти можно! Совсем недавно мною были куплены несколько моделей русских кораблей с целью изучения возможности их механизации и установки в них радиоуправления.


Были куплены модели от "Звезды": крейсер "Варяг" (того самого, который командовал Руднев, который один принял бой с превосходящими силами японской эскадры и про который сложили песню "Врагу не сдается наш гордый Варяг"), броненосец "Князь Суворов" и тяжелый крейсер "Петр Великий" - конечно, многим ребятам интересно собирать именно современные корабли.
Еще были куплены три корабля от "ALANGER": крейсер "Аврора" (К сожалению, мне пришлось рассказывать ребятам, чем этот крейсер знаменит - современные дети этого не знают), броненосей "Потемкин" (еще хуже - многие даже о нем не слышали...), ледокол "Арктика".

Все наборы были изучены на предмет пригодности для создания детьми самоходных моделей-копий, т.е. по четырем пунктам: 1 - количество деталировки (определяет впечатление от готовой модели); 2 - качество изготовления (определяет сложность дополнительной доработки деталей, чтобы получить действително отличную модель); 3 - объем корпуса (определяет возможность установки моторов и радиоаппаратуры) и 4 - цена (не должна превышать 600...700 рублей).

Модели приведены в порядке возрастания пригодности для доработки в самоходные и радиоуправляемые модели.


Конечно, детям хочется строить современные корабли - они имеют изящные и стремительные обводы, современное вооружение... К сожалению, "Петр Великий" не оправдал ожиданий - при богатстве деталировки модель имеет корпус, состоящий только из надводной части - подводную часть моделист, желающий получить самоходную модель, должен изготовить самостоятельно. Таким образом, эта модель не может участвовать в соревнованиях в классе F4-C. Объем корпуса позволит сделать отличную самоходку (в некоторых городах теперь на детских соревнованиях можно выступать с "прямоходами"-склейками) - обводы стремительные, для "прямохода" - то, что надо, а при необходимости можно и микрорадиоуправление поставить. Качество же изготовления - вполне достойное. Многие моделисты "плюются" на наши модели - мол, детали не подходят друг к другу, матрицы кривые... Могу сказать, что "Звезда" сейчас делает весьма неплохо - качество поверхности отличное, деталировка обильная. Про совмещение деталировки и частей корпуса пока не скажу - потому что пока не собирал. Да, цена модели "Петр Великий" около 450 рублей.


"Аврора"... Тоже планировалась в основном под "прямоход". Честно говоря, я не помню, каково было качество изготовления той или иной модели, когда я был мальчиком. Но сейчас я поразился отвратительному качеству изготовления: половинки корпуса не сходятся вообще! Они выгнуты дугой, даже спиралью я бы сказал. Конечно, с помощью прищепок и крепких выражений можно будет собрать корпус и даже "довести его до ума". Но это задача уж точно не для ребенка, а взрослому этого просто не надо - деталировка осталась "из детства" - весьма скудная. Кстати, качество отливки - просто ужасное - везде наплывы, неровности и т.п. В общем, деньги (около 300 руб.) были потрачены на приобретение полезного опыта о бесполезности покупки таких моделей.


Броненосец "Потемкин" - тоже "модель из детства", только теперь от "ALANGER", как и Аврора. Детские впечатления - "сложная модель", много мелких деталей. Открываем коробку - видно и "Потемкин", и "Аврора" делаются по тем же самым мартицам, что и двадцать лет назад - детали те же, деталировки немного (хотя, конечно, гораздо больше, чем у "Авроры"). А матрицы у "Потемкина" сохранились лучше - качество отливок выше, корпус сходится вполне прилично. Пластик розоватый (как у "Авроры") - может, это все из старых запасов, перефасованное в новые коробки? У "Звезды" пластик сейчас плотный, сине-серый. Итак - корпус объемный, можно устанавливать моторы и даже радиоаппаратуру маленького размера. Деталировки достаточно для начинающего моделиста. Недостаток - низкие борта модели - около 1 см - надо тщательно герметизировать корпус, палубу и надстройки, чтобы захлестывающая вода не заливалась внутрь, или пускать в бассейне. Несмотря на более высокое, чем у "Авроры", качество, цена та же - около 300 рублей.


Крейсер "Варяг" от "Звезды". Вот это - корабль моей мечты. Я в детстве делал доклад по крейсеру и его истории, прочел несколько книг о нем, и всегда хотел построить его модель (несмотря на то, что мне нравились и нравятся только современые надводные корабли, для "Варяга" сделано, пожалуй, единственное исключение). Открываем коробку: качество изготовления деталей и количество деталировки просто поражает. Для сравнения качества отливок привожу увеличенные фрагметы половинок корпусов "Варяга" и "Авроры" - разница заметна даже на фотографии.

Корпус соединяется "один к одному", причем для прочности предусмотрены специальные поперечные балки, которые подходят идеально. Обводы корпуса позволяют использовать модель и как прямоход (правда, парусность надводной части корпуса может мешать), и как радиоуправляемую модель. Объем корпуса - достаточный для размещения моторов и радиоуправления. Высота борта - около 2 см. Вероятно, я сам как-нибудь сделаю такую модель. Цена набора - около 400 рублей, что более чем приемлемо для модели такого качества.


Броненосец "Князь Суворов", опять от "Звезды". Глядя в магазине на цену - около 700 рублей, я думал: "Что же там внутри такое за такие деньги?" Смотрим внутрь: отличное (как у "Варяга") качество отливок, корпус широкий и глубокий, гораздо больше, чем у "Потемкина" (сказывается разность масштабов - у "Потемкина 1:400, а у "Князя Суворова" - 1:350). Корпус сходится тоже "на раз" - проблем со склейкой не будет. Деталировки такое количество, что не каждому будет под силу все правильно отделить, обработать, покрасить и приклеить. Общее идеальное впечатление модели для F4-C по управляемости и деталировке несколько смазано низким бортом (броненосец все-таки) - придется полностью герметизировать. Итог - для начинающих моделистов, наверно, надо взять модель попроще, а вообще "Суворов" своих денег стоит.


"Арктика" от "ALANGER" - опять та же известная матриа советских времен - корпус, палуба, надстройка "панельного" типа и множество дверей. Однако качество отливок вполне достойное. Самый огромный корпус! В него поместится даже обычная, а не "мини", рульмашинка! Вообще-то так и положено для одного из самых огромных кораблей мира - я помню, видел "Арктику " вживую в Мурманске - над портовыми сооружениями высотой в 3-4 этажа возвышался борт(!) ледокола, а над ним - надстройка!. Как будто целый город приплыл в порт! Корпус сходится идеально! Борт - около 3 см, волны не страшны! Деталировка - по минимуму, из советских времен, поэтому придется поискать дополнительную информацию о ледоколе и кое-что доделать самостоятельно.


На этой фотографии показаны все пять корпусов. Слева направо: "Арктика", "Князь Суворов", "Варяг", "Потемкин", "Аврора".

Недавно нашел в интернете модели "Арктики", "Потемкина" и "Авроры" от фирмы Maquette - но мне кажется, что это те же самые отливки, только продаваемые под другим товарным знаком. А еще в детстве я помню была модель ледокола "Ленин", и, помоему, еще был ледокол "Красин". Так что будем искать!

Еще из тех моделей, что дешевле японских, итальянских и китайских наборов, можно отметить "Тирпиц" от "Звезды", но он стоит около 900 рублей. К тому же по правилам, установленным в некоторых городах для дестких соревнований, "Тирпиц" слишком велик.

Итак, патриоты России от судомодельного спорта могут строить наши корабли!

Где купить в Москве?

Магазин-клуб "Техника - молодежи"
Адpес: г. Москва, спорткомплекс "Олимпийский", подъезд 7-9, ТЦ "Новый Колизей".
На третьем этаже большой выбор авиа, броне, авто, железно-дорожной техники, литература, краски, видеоматериалы. Цены умеренные.
Режим работы 10-20 Воскресенье 10-18. Тел. 505-4037; 933-6441
http://www.club-tm.ru

"Мир моделей"
(модели-склейки и наборы дешевые – при этом очень большой выбор. а аппаратура и моторы слишком дорогие – аппаратуру здесь не покупать!)
Адрес Москва, yл. Hагатинская, д.22, к.2
Телефон (095) 116-0288
График работы С 11-00 до 19-00 по будним дням. С 11-00 до 17-00 по субботам. Воскресенье - выходной.
Проезд От ст.м. "Коломенская", пеpвый вагон из центpа, в подземном пеpеходе налево и еще pаз налево. Далее пpоехать однy остановкy на 35 или 47 тpамваях (а лучше пройти пешком) в стоpонy yл.Hагатинская. Далее, в соответствии с yказателями пpойти во двоp дома 22 по yл.Hагатинская. Дом 22 коpпyс 2 находится во втоpом от yлицы pядy домов. http://modelworld.nm.ru

Обновлено 17 декабря 2006